ЭПОХА МАНЬЕРИЗМА
КВЦ «Радуга» приглашает всех жителей района, а также гостей на выставку картин итальянских художников 16-17 вв. Новая экспозиция - стиль маньеризм.
Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - приём, манера) - термин, употребительный в теории изобразительного искусства, стал популярным благодаря художнику и биографу XVI века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, утончённости в искусстве. Однако, с XVII века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство второй половины XVI века пережило упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанса) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем.
Термин «маньеризм» относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате маньеризмом стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520 - 1600 гг..). О маньеризме принято говорить, начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению и работать в более изощрённой манере. Для маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.
Мастера маньеризма культивировали преставления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать «внутреннюю идею» образа, рожденного в душе художника, и элитарном, ориентирующемся на знатока, искусстве. В маньеризме возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры.
В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитие этого жара, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели.
Заведующая КВЦ «Радуга» Л.Б. Шикунова
|